Итоги "Большого этнографического диктанта"

4 Декабря 2018 года

Итоги "Большого этнографического диктанта"

 

           «Большой этнографический диктант» прошёл 2 ноября во всех 85 субъектах Российской Федерации. Международная акция проведена под лозунгом "Народов много – страна одна!"

            Участниками диктанта стали жители России и зарубежных стран, владеющие русским языком, независимо от пола, образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства.  Тестирование написали на пяти континентах, МКС, а также в самолёте, трамвае и специализированном вагоне. 

Диктант проводился на принципах добровольности, открытости, доступности, единства времени, текста, порядка написания и проверки. Он включал 30 вопросов: 20 – общефедеральная часть, единая для всех площадок написания, 10 – региональная часть, уникальная для каждого субъекта страны. Время выполнения заданий 45 минут. 


Общефедеральная часть задания диктанта состояла из 20 вопросов. Они были разделены на 6 тематических блоков:

1. Общественно-политическая и правовая сферы реализации государственной национальной политики Российской Федерации (вопросы 1-3).

2. Административно-территориальное устройство страны, национально-культурное развитие в условиях федерации, географические сведения о культурном многообразии России и ее регионов (4-5).

3. Исторические сведения о культурном многообразии России и ее регионов (6-8).

4. Государственный язык Российской Федерации, государственные языки республик, родные и иные языки (9-11).

5. Материальное культурное наследие России (12-17).

6. Нематериальное культурное наследие России (18-20).


Региональными площадками для проведения диктанта в субъектах Рстали образовательные учреждения (школы, организации системы СПО и дополнительного образования, вузы) и учреждения культуры (библиотеки, дома культуры, дома дружбы, национальные центры и т.п.), а также другие организации, выразившие заинтересованность в участии в акции.


                               ОБЩЕЕ ЧИСЛО УЧАСТНИКОВ – 392 645 человека

Регионы с наибольшим  участников БЭД

Регион

Число участников, чел.

Москва

57198

Красноярский край

10929

Пермский край

10260

Удмуртская Республика

9956

Республика Саха (Якутия)

7361


Безымянный.jpg


                                           ОБЩЕЕ ЧИСЛО ПЛОЩАДОК – 4567

Регионы с наибольшим количеством площадок БЭД


Регионы с наибольшим количеством площадок

22.jpg


СРЕДНИЙ БАЛЛ – 57,7* (максимум – 100 баллов)

Регионы с наибольшим и наименьшим средним баллом


Регион

Наибольший средний балл

Республика Северная Осетия-Алания

75,0

Карачаево-Черкесская Республика

74,0

Республика Татарстан

72,9

Республика Мордовия

71,3

Республика Калмыкия

71,0

Кабардино-Балкарская Республика

70,0

Республика Дагестан

69,0

Здесь и далее в таблице средних баллов не учтен результат, полученный в Республике Ингушетия, который составляет 97,43 балла, что не может рассматриваться как достоверный показатель.


Регионы с наивысшим средним баллом

33.jpg

                          

                           ПОЛОВОЙ СОСТАВ: мужчины – 34,7%, женщины – 65,3%

                            пол.jpg

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ – 28,3. Самый младший участник – 5 лет (Москва, Санкт-Петербург), самые старшие участники – 94 года (Хабаровский край), 96 лет (Москва).


Регионы с наибольшим и наименьшим средним возрастом

Регион

Наибольший средний возраст

Регион

Наименьший средний

возраст

Кабардино-Балкарская* Республика

46

Орловская область

21

г. Москва, Камчатский край, Ненецкий автономный округ, Нижегородская область, Республика Ингушетия, Удмуртская Республика, ЯНАО

36

Калужская область

21

Республика Крым, Республика Саха-Якутия, Хабаровский край, Республика Татарстан

35

Белгородская область

21

Республика Алтай, Республика Калмыкия, Санкт-Петербург, Курская область

34

Республика Карелия

21

Липецкая область

32,5

Владимирская область

20,4

Республика Мордовия, Республика Коми

33

Костромская область

20,4

Магаданская область, Карачаево-Черкесская Республика, Челябинская область, Чукотский АО, Республика Северная Осетия

32

Псковская область

20,38

Иркутская область

31

Пензенская область

20

 

Какие вопросы вызвали трудности?

- Количество республик в составе Российской Федерации (вопрос 4);

- Критерий численности этнических общностей, признанных коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока согласно действующему закону (вопрос 5);

- Всемирно известный исследователь, внесший особый вклад в этнографическое изучение народов Восточной Сибири (вопрос 6);

- Город, где находится старейшая мечеть в России (вопрос 7);

- Тюркский народ России, называющий себя в честь одного из золотоордынских ханов XIII века (вопрос 8);

- Количество языков, названных гражданами России во время последней переписи населения (вопрос 11);

- Крыша «на самцах» в традиционной срубной избе (вопрос 16);

- Угощение для новобрачных у башкир и татар (вопрос 20).

Наиболее сложные для участников вопросы составили более 1/3 всего объема общефедеральной части диктанта.


Вопросы, которые получили большинство правильных ответов:

- Государственный официальный источник о численности национальностей и языков в Российской Федерации (вопрос 2);

- Цели государственной национальной политики России (вопрос 3);

- На какой территории русский язык является государственным языком (вопрос 9);

- Что такое «пель-нянь» или по-удмуртски хлебное ушко (вопрос 19).

Участники высоко оценили значимость «Большого этнографического диктанта» для укрепления межнационального единства, популяризации знаний по этнографии, географии, истории, культурологии:

- «Проводится для того, чтобы жители знали свою историю, культуру, своих соседей, которые живут рядом»

- «Такие мероприятия особенно важны для молодого поколения. Сегодня теряются традиции родного языка, знания о происхождении России, ее истории»

- «Наша страна многонациональна, она огромная, и я убеждена что каждый из нас должен знать больше о тех народах, которые проживают в нашей стране»

- «Несмотря на то что в нашей стране много национальностей, мы все россияне, и мы все должны друг друга поддерживать и знать особенности друг друга, для того чтобы вместе делать нашу страну лучше»

- «Надо знать свою историю. Не зря же говорят, что без знания прошлого нет будущего»

- «Мне очень понравилось, потому что я узнала о других народах, по вопросам. И я думаю, что такие этнодиктанты надо проводить, потому что мы, находясь в Хакасии, должны знакомится с остальными национальностями и их культурами»

- «Очень хорошо, что в нашей многонациональной стране проходят такие мероприятия)»

- «Мы должны научиться понимать и уважать культуру друг друга, только тогда нам удастся избежать конфликтов и проблем».


Диктант побудил многих людей к расширению своего кругозора. После диктанта участники стали искать правильные ответы на вызвавшие затруднение вопросы, не дожидаясь объявления результатов. Некоторые участники готовились к акции заранее. Среди источников информации были названы: энциклопедии, интернет, статьи и книги:

- «Отвечать на вопросы было интересно. Признаюсь, я не все знала, теперь хочу поискать ответы в интернете»

- «Как обычно первым делом сейчас открываешь интернет и занимаешься самопроверкой»

- «И сейчас по прошествии диктанта я пометил себе вопросы. С удовольствием полезу в энциклопедию, узнать какой правильный ответ»

- «Я готовилась очень долго. Задания оказались достаточно сложными, но я думаю, что я справилась»

- «Ответила, посмотрела какие у меня баллы. Поняла, что я мало что знаю. Я пошла в интернет, пошла в библиотеку, начала листать книги»

- «Много вопросов, которые заставят меня, и, уверен многих других)), полезть в энциклопедии, чтобы найти правильный ответ. Уверен, что в этом одна из его главных функций: пробудить интерес!)»


Уровень сложности вопросов оценивался по-разному. Кому-то вопросы показались очень сложными. Но были также участники, у которых прохождение «Большого этнографического диктанта» не вызвало особых затруднений. Нередко отмечалось, что для прохождения тестирования необходимо меньше отведенного организаторами акции времени:

- «Я написала очень быстро, потому что вопросы, которые связанны с коренными народами севера я очень хорошо знаю»

- «Вопросы показались не очень трудные. Потому как много читаю. Смотрю телевизор»

- «Вопросы сложные, но тот, кто писал тест они потом смогут найти ответы на сайте и пополнить свои знания о родной стране»

- «Задания были разнообразными и содержали в себе как легкие задания, например, первое задание про преамбулу конституции РФ, так и задания на размышление…»

- «…Ушло минут 15, пару вопросов вызвали затруднения, но ошибок похоже больше»

Некоторые участники отмечали, что затруднения вызывали вопросы, перекликающиеся с курсом обществознания в школе:

- «Про гражданство и так далее я не очень хорошо знаю. Но я постаралась и написала, надеюсь правильно»

- «Этнографические [вопросы] особых проблем не вызвали, а вот обществознание со школы напрочь забылось».

Участники, пишущие диктант не первый год отмечают, что вопросы стали легче:

- «В прошлый раз приходилось подумать над блюдами, а сейчас проще было»

- «Первый диктант был самым сложным. Чем дальше, тем проще»

- «Первый диктант был этнографический. Вопросы были очень сложные. Даже для меня, как для историка».


В отдельных регионах, согласно отзывам, региональный блок вызывал большие затруднения, чем общероссийский (например, Рязанская область). Где-то наоборот (Республика Хакасия). Нередко положительные отзывы касаются улучшений региональных частей диктанта:

- «Мне понравилось, что про Тульскую область вопросов больше стало»

- «По вопросам о Хакасии я более уверен, чем по Северному Кавказу и др. регионам»

- «Для меня сложнее вопросы которые касаются Рязанского края. Потому что с общероссийскими вопросами мы сталкиваемся в изучении Истории России»

- «Вообще задания про Урал очень порадовали в плане укрепления своих знаний, повторения изученного материала и познания нового».


В целом, участники отмечают что вопросы были интересными и познавательными. Те, кто писал диктант не первый раз отмечали, что вопросы могли перекликаться с вопросами этнографических диктантов прошлых лет:

- «Довольно-таки интересные вопросы были в диктанте. Некоторые вопросы повторялись с прошлогодним диктантом. Я только на один вопрос ответила неверно»

- «Несмотря на всё, диктант был интересным, думаю, всем понравился. После него с коллегами, которые участвовали в БЭДе, бурно обсуждали, кто как написал».

Особо следует отметить, что в 2018 г. «Большой этнографический диктант» вызвал неподдельный интерес у пользователей сети ВКонтакте. Акция нашла отражение во многих постах. Помимо комментариев, посвященных «Большому этнографическому диктанту», участники выкладывали фотокопии своих сертификатов.



«Большой этнографический диктант» состоялся в рамках реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации при поддержке Фонда президентских грантов по направлению «Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия».